Ни с кем спорить не буду, ничего доказывать не собираюсь, на истину в последней инстанции не претендую. Пост был написан года три назад, по какому поводу - не помню, почему не выложила - тоже не помню. Выкладываю сейчас без изменений, потому что, есть подозрение - если начну уточнять и править себя тогдашнюю, в итоге либо перепишу целиком, либо оставлю еще на три года в черновиках.
Я сразу поясню, что это пост не про музыку в принципе, не про мои музыкальные пристрастия в частности, а именно про выбор музыки для нарезки видео. Все ниже упомянутые исполнители в том или ином количестве присутствуют или присутствовали ранее в моём плеере или в моей голове, поэтому цели оскорбить кого-нибудь из них у меня нет. В общем-то целью осудить или обидеть кого-то из виддеров я тоже не задавалась. Просто захотелось высказаться))Если кратко, то, в моём понимании, драматичный слэшный клип по драматичному зарубежному фандому на песню группы Стрелки - это оскорбление фандома.
Собственно под катом набор мыслей о том, на что, на мой взгляд, имеет смысл обращать внимание при выборе песни.
Какие характеристики есть у песни.1.
Язык читать дальшеОн не обязан соотноситься со страной-производителем канона или со страной, в которой происходят события канона, но он должен соотноситься хоть с чем-то. Взять Mozart l'opera rock для клипа про ВОВ (и когда я говорю Великая Отечественная, я подразумеваю Вторую Мировую с точки зрения СССР) - это странно. Взять ДДТ для визуализации Матрицы, взять Rammstein для нарезки из "Мемуаров гейши"...
К тому же существуют каноны и песни, изначально привязанные к национальности. Славянское фэнтези плохо сочетается с неславянскими языками, а французский классический шансон - с нефранцузскими исходниками. В противовес этому, допустим, истории трёх мушкетёров или графа Монте-Кристо настолько широко известны (и часто экранизируемы), что вынесут любой язык. В этом плане большинство современных исполнителей универсальны.2.
Исполнитель / исполнительница / исполнителичитать дальшеа) Пол исполнителя. Слэшные клипы на женский вокал - это плохой тон. И об этом не говорила, цитируя Ки-чен, разве что моя бабушка - и то, надо спросить. Слэшеры так привыкли отстаивать ценность своих произведений, "реалистичность" текста является едва ли не лучшей похвалой, мужественность героев, их пол - это принципиально. В чём же смысл сводить всю принципиальность на "нет" выбором женского вокала? Давайте тогда монтировать гет или фэмслэш. Давайте писать fem!Старков, fem!Локи, fem!Рики и fem!Кирков. Давайте выбирать по другим фильмам сходных персонажей женского пола и монтировать fem!клипы... Мысль о том, что переживания мужчины и женщины близки по своей сути, разумеется имеет под собой основания. Хотя и является предметом споров кучи психологов. Но подписываясь под ней, клипмейкер отказывается от идеи слэша, а это неправильно.
б) Более сложный критерий - это лирический герой. Помимо истории в любом повествовании есть ещё и точка зрения. И об этом нельзя забывать.
в) Несколько исполнителей. Их взаимодействие неплохо бы отразить в видеоряде.3.
Текстчитать дальшеа) Акынство. Вот тоже, об этом не говорила разве что моя бабушка, но клип о том, как Ясон бросил беременного Рики ради Гая на песню группы Стрелки "На вечеринке лучших друзей" - это порнография. Большая часть вариантов клипа на "Over the hills and far away", кстати, будет акынством - за счёт очень мощного сюжета в тексте песни. По сути сюжет настолько мощный, что осталось только подобрать иллюстрирующие его кадры - и будет история. Это не очень хорошо.
Вообще, кстати, акынство бывает двух типов - глобальное и локальное. Глобальное - это то, что приведено выше. Важно соблюдать балланс и следить за тем, чтобы здоровая привязка истории к музыке не прекращалась в глобальное акынство. Локальное акынство намного хуже. Локальное акынство - это когда на слово "осень" ставятся жёлтые листья, а на слово "небо" - небо. Локальное акынство - это если на "A moment in a million years" сделать клип, где будут "гаснуть огни" и герой будет пытаться различать лица в толпе. Локальное акынство - это неумение увидеть идею песни и метафоры.
По этому пункту нужен,наверное, отдельный вывод. Не берите песни с ярко выраженным сюжетом. Не берите песни со строго визуальными метафорами. Первое приводит к ретеллингу, второе - к локальному акынству или к несоответствию видеоряда музыке при попытке акынства избежать.
б) О ком поётся. Есть такая красивая песня "To love a woman". Не стоит делать на неё слэшных клипов. Серьёзно. Это возвращение к пункту 2а. Если первая строчка "She's by a window along..." или если в середине есть что-то про "Она опять в этот вечер одна..." - давайте сделаем красивый гет. Не слэш, потому что есть "она", и не фэм, потому что исполнители - мужчины.
Более того, зачастую даже без гендерных окончаний и местоимений по тексту можно определить пол "объекта обожания". Под некоторые тексты даже при отсутствии окончаний и местоимений мужчина будет смотреться стёбом.
Вывод? В текст нужно вникать.
в) О "любви". Вот тут я понимаю, что выхожу на тонкий лёд, но не сказать не могу... Очевидно, что восприятие любви у всех разное. И восприятие любви (отношений) в контексте того или иного фандома тоже разное. Но, имхо, "Только мне не нужен / Слышишь, мне совсем не нужен / Мир, где мы с тобой друг другу / Не нужны" под Рики и Ясона - это не лучший выбор. Почему? Потому что Ясон ломал Рики, издевался над ним, приручал, принуждал к прилюдному сексу и т.д. А то, что в итоге они мило курили перед смертью - не повод ассоциировать кого-то из них с героем Абдулова из Чародеев. Потому что герой Абдулова пришёл к постели спящей возлюбленной и вместо того, чтобы целовать её, пел посвящённую ей песню о мире без любви. А Ясон в сходной ситуации надел бы Рики кольцо на член или что-то в этом же роде. Отношения другие. Мир другой.
Если задуматься в глобальном смысле, нас редко привлекает флафф ради флаффа. Фики читаются не ради "высоких отношений" с ХЭ, а ради интриги, противостояния, сложностей и становления чувства, вопреки обстоятельствам. Чувство ради чувства, любовь в том варианте, в котором её воспевают в романтических балладах, редко соответствует восприятию отношений героев. И, выбирая песню для клипа, нужно задать себе вопрос: допустимо ли характеризовать эти отношения таким образом? Допустимо ли под завязанной на убийство тягой Декстера к своему брату подписать "Thank you for loving me". Или под Джонлоком - "Земля, где так много разлук / Сама повенчает нас вдруг".
Вообще вопрос, наверное, в отличии жанров. Если идея клипа драматична, не стоит брать лирическую балладу. Если хочется смонтировать флафф, не стоит брать песню о войне. Просто в моём случае обычно именно слово "любовь" становится камнем преткновения.4.
Динамика читать дальшеВо многом этот пункт пересекается с 3в. Но 3в касался исключительно текста, а я хочу отдельно сказать о жанре песни в целом. Я понимаю, что в каждом фандоме возможен разброс жанров от флаффа до dark- и death-фиков. И то же можно сказать о клипах. Но бывают клипы, когда под медленную песню идут полёты АйронМэна из Мстителей. И это неправильно. Потому что для динамичного видео нужно брать динамичную песню.
И драму, и флафф, и даже юмор можно показать на разной динамике. Нюанс в динамике канона. И в динамике идеи - музыка должна её отражать. 5.
Ассоциации читать дальшеОфициальные клипы, использование в фильмах, каверы (или оригинал). Я не говорю, что их обязательно учитывать. Но, поверьте, о них лучше знать заранее. То, что "Пять проклятых букв" из "Романса" Лоры Бочаровой - это "Снэйп", не отменяет возможности сделать клип на другой фандом при наличии подходящего пейринга. Но об этом лучше знать заранее, чтобы взвесить за и против и подготовиться к реакции "вообще-то песня была написана о другом". Ну или, допустим "Supermassive black hole" Muse - прекрасная, динамичная песня. Но если в клипе на неё Спок будет бить Хана ногой (и ключевое слово в этом предложении "нога"), первой моей ассоциацией будет вампирская игра в бейсбол из фильма "Сумерки".
И сюда же, кстати, отнесу ассоциации не только музыки, но и видеоисходника. У фильмов есть официальный ОСТ. У групп, его написавших, есть другие песни в том же стиле. В случае, если музыка подбирается к идее клипа, а не наоборот, это может быть очень хорошим подспорьем.
И я ни в коем случае не говорю, что все ассоциации с песней или видео осмысленны. Или что все ассоциации можно предугадать. Просто, имхо, имеет смысл попытаться это сделать - не для того, чтобы усложнить себе жизнь и в итоге отказаться от на первый взгляд идеально подходящей песни, а для того, чтобы заранее подготовиться к реакции. Ну и, в случае если ассоциации вам "на руку", чтобы иметь дополнительный источник вдохновения.Знаете, что необходимо сказать в завершении? Что всё вышесказанное является моим личным мнением. Я не претендую на создание правил. Я всего лишь советую, основываясь на собственных вкусах, привычках и предпочтениях. И на собственном опыте - разной степени успешности.
"I know you moved on
Я знаю, ты оставила прошлое позади,
I heard you're doing better without me
Слышал, тебе лучше без меня.
Girl this is
Детка, это
Driving me crazy
Сводит меня с ума.
Can't you see what
Разве ты не видишь,
You are doing to me
Что ты делаешь со мной?" и т.д.
И все! Грусть-печаль-страдания! Ведь не в дугу же будет.
Lynx_by, знаешь, чтобы совсем по полочкам, наверное, нужно было добавить правило, что идеальной песни не существует))))) И что на вкус и цвет половине народу все равно не понравится песня))))))
ehoo, да, пожалуйста.
irguiz, ну, не знаю, насколько ценные и насколько правильно, но кому надо, тот найдет, над чем подумать))
himeroid, ну, иногда можно вырезать один из куплетов, если он совсем не в тему)))
Линнел, пожалуйста. Можно))