Про катастрофу без жертв я рассказала. На очереди -- катастрофа без выживших.28 ноября 1979 года пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10-30 совершал экскурсионный полет над Антарктидой. В 12:49, снижаясь над островом Росса , самолет врезался в склон вулкана Эребус. 237 пассажиров и 20 членов экипажа погибли.
Вообще я очень давно собиралась рассказать об этой катастрофе, потому что зацепила ее по касательной и зависла. Но оказывается, говорить о трагедии гораздо сложнее, чем о происшествии со счастливым финалом.
Короче, я долго думала, как построить свой рассказ, и решила поделить его на гору, самолет и столкновение. Не хотите читать авиа-ужасы -- просто посмотрите картинки с антарктическими пейзажами.Горачитать дальшеКто внимательно читал мрачно-ужасную аналитику, помнит, что вулкан Эребус находится в Антарктиде, на острове Росса (что в море Росса, на границе шельфового ледника Росса), и носит имя флагмана экспедиции Росса, которая его открыла.
Вулкан Эребус имеет высоту 3794 метра и является самым южным действующим вулканом на планете. Диаметр кратера -- больше 800 квадратных метров, глубина -- больше 250. В кратере расположено уникальное лавовое озеро
В 1841 году, когда вулкан был открыт, корабельный врач экспедиции Росса, Роберт МакКормик обозначил Эребус, как чрезвычайно активный вулкан: уже тогда он курился, однако первое задокументированное извержение пришлось на 1972 год.
В 1841 Росс на вулкан не поднимался. Это сделал Шелктон в 1908. Все шестеро полярников выжили и вернулись домой. То же касается и прочих исследователей. Несмотря на буйный нрав, Эребус благосклонен к альпинистам (даже если у них нет альпинистского опыта).
Зато Эребус портит нам атмосферу. Он находится прямо на разломе коры, из-за чего почти постоянно происходит выброс вулканических газов и пепла. Долетая до стратосферы, они разрушают озоновый слой. И, насколько я понимаю, именно благодаря Эребусу в Новая Зеландия лидирует по количеству раковых больных.
Помимо практически непрерывного курения Эребус радует ученых взрывными извержениями. Последнее такое наблюдалось в 2011, до того -- 2006. Что ж, полагаю о проделках Эребуса мы еще услышим.
СамолетЕсли вы боитесь летать, прекращайте читать уже здесь.читать дальшеПозвольте представить вам McDonnell Douglas DC-10 -- самый аварийный широкофлюзеляжный лайнер в истории пассажирских перевозок. За всю историю этой модели на сотню единиц приходится восемь катастроф. Не аварий или поломок -- катастроф, с погибшими, либо с серьезными повреждениями машины.
Всего компания Douglas Aircraft выпустила менее пяти сотен DC-10. Тридцать три из них были потеряны в авариях.
Справедливости ради, стоит отметить, что большинство из них произошли по причинам, связанным с технологическими лагами очень косвенно: один теракт и целая череда жестких посадок в неблагоприятных метеоусловиях. Вроде, человеческий фактор, без вины разработчиков -- но тогда давайте признаем, что DC-10 -- категорически невезучий самолет.
Немножко чисел, чтобы было легче представить и сопоставить с теми же Ту-124 или А-320.
Death Cruiser 10 способен принять в последний путь до 380 человек (максимальное число погибших за одну катастрофу -- 346 человек, 1974 год, Турецкие авиалинии, открылась дверь грузового люка, произошла взрывная декомпрессия на высоте 3,5 километров, самолет рухнул близ Парижа).
Три двигателя: два под крыльями, один сзади над фюзеляжем (в мае 1979 в Чикаго при взлете левый двигатель отвалился, оторвав часть крыла, самолет перевернулся и рухнул на трейлерный парк за аэропортом, зацепив двоих человек на земле -- в придачу к 271 человекам на борту).
Длина -- 55,5 метров, размах крыла -- 50,4 (правда, в 1898 году в Су-Сити при аварийной посадке после разрушения хвостового двигателя эта махина развалилась на 4 части, 111 человек из 296 находившихся на борту погибли, еще 175 получили травмы разной степени тяжести).
Если отвлечься от списков погибших (которых я по Википедии насчитала почти полторы тысячи!), то DC-10 был разработан по заказу American Airlines и начал летать с 1970 года. Использовался для пассажирских перевозок, однако со временем почти все машины были переоборудованы под грузовые нужды. Производство самолета прекратили в 1898 году, последний пассажирский рейс -- 2014 год, на текущий момент модель эксплуатируется в военно-транспортном или грузовом варианте.
Последняя зарегистрированная авария -- 2016, сломалась стойка шасси, самолет плюхнулся брюхом на полосу и загорелся, пилоты не пострадали.КатастрофаВ процессе поиска материалов я раз пять собиралась сносить пост, но в итоге всё-таки оставила. Недавно прочла Логинова "Свет в окошке", там за время в загробном мире расплачивались памятью живых. Я не религиозна и не суеверна, но подозреваю, что последние обзоры получаются у меня как раз по принципу "чтобы помнили". Я влезаю в Википедию, чтобы утолить информационный голод и читаю практически все подряд, но некоторые истории просто не выходит пролистнуть и забыть. История новозеландского рейса 901 стала для меня такой. Вы можете не читать, она очень страшная. Но я напишу, и я буду помнить. В этом, собственно, смысл.читать дальшеРейс ТЕ-901 компании Air New Zeland появился в 1977 году, тогда же был утвержден полетный план. Согласно полетному плану, маршрут проходил прямо над вершиной Эребуса. Однако при вводе данных в компьютер была допущена техническая ошибка, и трэк сместился на 44 километра к востоку, в залив МакМердо. Высотные характеристики были сохранены из расчета на гору -- 4900 метров над жерлом вулкана и 1200 над морем.
С 1977 по 1979 было совершено в общей сложности 13 рейсов. Пилоты, садясь за штурвал, брали координаты из полетного плана, забивали их в бортовой компьютер самолета и летели над заливом, игнорируя бесполезные высотные инструкции: туристы хотят фотографировать из иллюминаторов, зачем держать 5 километров, если под крылом только вода.
9 ноября 1977 был организован брифинг для новоприбывших пилотов: Джима Коллинза (КВС) и Грега Кассина (второй пилот). Оба они были опытными летчиками без единого вылета над Антарктидой. Им рассказали, как и что, и, вероятно, предупредили о том, что можно и нужно снижаться над водой.
На том же брифинге присутствовал экипаж, который должен был совершать рейс 14 ноября. Их КВС оказался дотошнее, заметил несоответствие координат, а после вылета доложил о несоответствии полетного плана координатам.
На земле внимательно обдумали доклад и сменили координаты на правильные -- в час ночи перед вылетом рейса 28 ноября.
В 7 утра самолет отправился из Окленда. Около 18 часов была запланирована посадка в Крайстчерче, с дозаправкой и приемом на борт нескольких пассажиров. Потом -- возвращение в Окленд по прямой.
Перед вылетом Коллинз ввел в бортовой компьютер координаты из полетного плана, самолет поднялся в небо.
В районе полудня самолет вынырнул из облаков и описал восьмерку над водами залива МакМердо. Встал на прежний курс, снизился до 460 метров и продолжил движение. Белое пятно прямо по курсу приняли за шельфовый ледник, облака или бог весть что. Пилоты спокойно вели машину вперед, пассажиры фотографировали из окон, поражаясь красотам Антарктики.
В 12:49 запищала сигнализация опасного сближения с землей. КВС скомандовал начинать разворот с набором высоты. Через 6 секунд на высоте 477 метров самолет врезался в склон горы.
Связь прервалась. В 18 часов в аэропорту Кристчерча заволновались, к вечеру выслали несколько вертолетов для поиска. В 21:00 было объявлено о потере самолета. Тогда же на склоне Эребуса обнаружили обломки.
3 пилота, 2 бортинженера, 15 бортпроводников и 237 пассажиров погибли в одну секунду, не успев понять, что произошло.
До 9 декабря на месте работала команда, занимавшаяся сортировкой останков. Операция Overdue, можно найти их отчеты, в том числе с фотографиями. Я выкладываю только покореженные фрагменты корпуса самолета.
Расследование тянулось аж до 1983 года, в результате причинами катастрофы признали неопытность пилотов и ошибку в полетном плане.
@темы:
Невероятно, но факт,
Мрак и Ужас
И год наверное 1998, а не 1898?))
DC-10, кстати, Американские Авиалинии очень любили, пока Дугласа не слопал Боинг...