21 августа будет юбилей: 55 лет неповторимой и единственной в своем роде авиакатастрофе. Для разнообразия, ни единой жертвы, филигранно выполненное приводнение Ту-124 в центре Ленинграда, на Неве. Мой отец родился 14.08.63. Я спрашивала у бабушки, помнит ли она эту историю, но ребенку неделя, конечно она "что-то слышала", не более. Многие что-то слышали. А я расскажу, по порядку.
читать дальшеТу-124, по кодификации НАТО, "Кастрюля" был введен в эксплуатацию в 62-ом. 56 пассажирских мест, 31 метр в длину, размах крыльев -- 25,5 метров. Эта машина использовалась преимущественно на внутренних рейсах, в частности на маршруте Москва-Таллин. И как раз из Таллина пресловутая "Кастрюля" вылетела утром 21 августа 1963 года. Взлет не задался с самого начала -- заело в полусложенном состоянии шасси. Хотели вернуться -- не позволил туман. На земле, посовещавшись, направили раненную птичку в Пулково. Дальше должно было быть как в "Экипаже": 35-ти тонная машина садится на брюхо, вокруг суетятся пожарные, пассажиров вытаскивают по аварийным трапам, полосу перекрывают на ремонт. Но не вышло, не срослось. Самолет кружил над городом на малой высоте, вырабатывая топливо. Экипаж, проковыряв дырку в обшивке, пытался каким-то шестом усовестить несговорчивое шасси. Приборы пророчили еще с полчаса полетного времени, когда левый двигатель взял и заглох. В своем интервью почти сорок лет спустя второй пилот Василий Чеченев предположил, что они слишком увлеклись шасси и показания приборов попросту проворонили. Но в 63-ем об этом вслух не говорили. Экспертная комиссия после установила, что сам прибор был неисправен. Виктор Мостовой, КВС, получил разрешение срезать путь к аэропорту через город, взял курс на Исаакий -- и в процессе маневра остался без второго движка. Над городом, в напрочь заглохшей "Кастрюле". Лирическое отступление: "Чудо на Гудзоне", про которое сняли фильм с Томом Хэнксом -- близкая ситуация. А-320 крупнее, и был заполнен почти под завязку. Он взлетел из Ла Гуардия 15 января 2009 и напоролся на стаю птиц. Оба двигателя забились канадскими казарками, после чего и казарки, и "Кактус" (позывной рейса) благополучно приводнились в Гудзон между Бронксом и Бруклином, в районе тоннеля Холланда. Ширина реки в том месте составляет почти 1,5 километра. Ширина Невы в черте города не превышает 600 метров напротив Заячьего острова. В месте вынужденной посадки -- и того меньше, 400. А320 провел в воздухе в совокупности 7 минут. Наша "Кастрюля" болталась, вырабатывая топливо, больше 4-х часов с выпущенным шасси. И я опять помяну "Экипаж" с Козловским. 4 часа в воздухе, аварийная ситуация, перспектива посадки на брюхо, и отказ обоих двигателей над городом -- чем не блокбастер?
Чудо Мостового-Чеченева уместилось в 14 секунд. КВС передал управление второму пилоту. Чеченев, имевший опыт приводнения на военном самолете, провел самолет над Малоохтинским проспектом, скользнул над крышами домов, чуть не зацепил брюхом мост Александра Невского и остановился у опор Финляндского железнодорожного моста. Расстояние между двумя мостами, для справки, меньше ширины Гудзона -- 1,3 километра. Мост Александра-Невского тогда только строился. При виде пикирующей "Кастрюли" рабочие попрыгали в воду. Но август, тепло, строительная техника подоспела, наверное -- никто из рабочих не пострадал. Паровой буксирчик, чудом увернувшийся от самолета, прицепил трос к кабине и оттащил "Кастрюлю"к берегу. Пассажиры спустились по крылу и продолжили путь в Москву.
К вечеру самолет затонул. На следующий день его достали, разрезали, и бескрылую тушку оттащили на понтонах в Ленэкспо. В газетах событие замолчали. Все сохранившиеся фотографии сделаны из-под полы и, насколько я понимаю, в процессе доставания и погрузки на понтоны.
Летчиков сначала хотели судить, потом -- наградить, в итоге не сделали ни того, ни другого. Дали квартиры, отпустили обратно в небо. "Кастрюлю" обследовали, подлатали, десять лет она отслужила тренажером в летном училище, потом пошла на утилизацию. История забылась, а жаль. Там, конечно, нет ни террористов, ни взрывающихся вулканов, но только представьте: солнечный день, купола Александро-Невской лавры, летящий силуэт Смольного, и пассажирский лайнер, планирующий в Неву...
Передача, документальная, меня не впечатлила, но вдруг кому зайдет: читать дальше
Офигеть! Смотрела "Чудо над Гудзоном", чуть ногти не сгрызла, а тут все еще круче! И реакция властей характерная - замолчали, и летчиков хорошо хоть не наказали.
Arasi, между прочим, мне очень стремно, что Чесли Саленбергер - национальный герой, а про Мостового-Чеченева мы слышим только в XXI веке, да и то из-под полы, действительно. Рухнуть на Нью-Йорк - это, конечно, трагедь, но и перспектива разнести самолетом Санкт-Петербург - тот еще триллер. Удивительное событие со всех концов, заставляющее испытывать необычайную гордость за русских пилотов, особенно на фоне устоявшегося мнения, что наши - пьющие, невнимательные, не знающие их английского языка дебилы. Салли пишет про свое приводнение целую книгу, а у нас - только несколько подпольных фотографий... Абидна, слюшай!
Очуметь история! Как печально, что наши мейнстримные киношники списали креатив в утиль, и вместо того, чтобы поискать и найти действительно увлекательную историю с высоченным потенциалом драмы, саспенса и экшна, пересняли слабенький (ИМХО) ремейк некогда удачного фильма. А история действительно очень перекликается с "Чудом на Гудзоне". Только там, где Салли надо было отбиться от страховщиков, жаждущих козла отпущения, на которого можно списать убытки, нашим жизненно необходимо не попасть на зуб властям, жаждущим того же. Как ни крути, и там, и там отбились, молодцы.
Virginia Smiley, про первый "Экипаж", кстати, я ничего супер хвалебного сказать не могу, уж очень надуманы некоторые проблемы (ну, скажем, бабника ни за какие коврижки исправить нельзя, это из области фантастики, все то же ИМХО). Но - каждый фильм для своей эпохи создан, и современный "Экипаж" римейком назвать сложно, разве что идея одна, ну так это вечные идеи. Кстати, эту катастрофу делать в стиле фильма "Салли" нельзя: в Америке NTSB действительно душу вымучает формальностями, и фокус душевных переживаний смещается в сторону страховки. Фильм про Ту-124 как раз надо было снимать в СССР, с идеей ежедневного подвига обычных людей и непременной русской соображалки. Я так и представляю условия задачи: летит самолет над Ленинградом, терпит катастрофу, сбить его нельзя - внизу Зимний, Исаакий... Ох и драма может получиться!
Смотрела "Чудо над Гудзоном", чуть ногти не сгрызла, а тут все еще круче!
И реакция властей характерная - замолчали, и летчиков хорошо хоть не наказали.
irguiz, обидно, конечно. Ну так давайте исправлять))
Как печально, что наши мейнстримные киношники списали креатив в утиль, и вместо того, чтобы поискать и найти действительно увлекательную историю с высоченным потенциалом драмы, саспенса и экшна, пересняли слабенький (ИМХО) ремейк некогда удачного фильма.
А история действительно очень перекликается с "Чудом на Гудзоне". Только там, где Салли надо было отбиться от страховщиков, жаждущих козла отпущения, на которого можно списать убытки, нашим жизненно необходимо не попасть на зуб властям, жаждущим того же. Как ни крути, и там, и там отбились, молодцы.
Кстати, эту катастрофу делать в стиле фильма "Салли" нельзя: в Америке NTSB действительно душу вымучает формальностями, и фокус душевных переживаний смещается в сторону страховки. Фильм про Ту-124 как раз надо было снимать в СССР, с идеей ежедневного подвига обычных людей и непременной русской соображалки. Я так и представляю условия задачи: летит самолет над Ленинградом, терпит катастрофу, сбить его нельзя - внизу Зимний, Исаакий... Ох и драма может получиться!
irguiz, ничего не предлагаю. Я уже пост написала -- внесла свою лепту))