Тёмная волшебница
Еще одно предуведомление. Инуитская мифология, как в общем любая мифология, сложна и необъятна. Племена эскимосов заселяют огромные территории, и при этом слабо взаимодействуют друг с другом. По сказкам, которые рассказываются в разных поселениях, можно проследить путь тех или иных верований, взаимодействие семейств и основные события. Но я этого делать не буду. Я расскажу — в общих чертах — то, что мне кажется важным в контексте симмонсовского “Террора”, то, что, на мой взгляд, легло в основу Туунбака, и то, что стоит учитывать при просмотре сериала.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803608.jpg)
Давайте начнем со сказки — чтобы сразу, скажем так, погрузиться в атмосферу.
Собственно, это все. Конец истории. Чтобы совсем прочувствовать, нужно, наверное, зажмуриться и представить вечную мерзлоту, завывание ветра, треск льда в заливе и скрип снега под снегоступами. Нужно притормозить и примерить к себе тишину, простор и неспешность. Примерить себя — к суровой и неуступчивой природе — и задаться вопросом: а я бы там выжил?
Инуиты — выживали, уже тысячелетие с гаком.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85804469.jpg)
Инуитская мифология в значительной мере отличается от привычных нам легенд. Там нет верховного божества. И, пожалуй, божетсв там нет в принципе. Зато все сущее обладает душой. И с этой точки зрения, человек едва ли отличается от животного или предмета. А еще, с этой точки зрения, вся пища человека состоит из душ.
Существуют определенные ритуалы, позволяющие оправдаться перед убитым животным. Существует концепция, что животное и не убивают вовсе, его приглашают в гости, встречают гарпуном, а потом отпускают (частично) на волю, дабы оно восстановилось в прежнем виде.
Души явлений или классов предметов ближе всего к привычным нам божествам. Но если Зевс или Осирис могут, условно говоря, спуститься к простому смертному, чтобы донести до него некую мораль, то ни Седна (хозяйка морских животных), ни Нанук (хозяин белых медведей) этого не делают. Они просто существуют как бестелесные абстрактные понятия.
В противовес “хорошей” душе — анирниит, есть и “плохая” — туурнгаит. Или “туурнгак”, “тунгак” — в некоторых источниках. Блэнки после разговора с Леди Безмолвной интерпретирует ее “Туунбак”, насколько я понимаю, именно как “Туунгак” — злой дух. Это душа, не привязанная к телу и предмету, она приносит неудачи, и, чтобы от нее избавиться, нужен шаман.
Осязаемых “фантастических тварей” в легендах эскимосов тоже хватает. Большинство из них злы по своей природе, но не враждебны, а скорее индифферентны к людям. Они просто существуют, до тех пор, пока человек не проявит агрессию. И только в этом случае начинают нападать или пакостить понемногу. Прекрасный пример — Тунитуайеюк, это женская голова на ножках, с половыми органами на подбородке и грудями на щеках. Эти штуки живут семьями в брошенных иглу и топочут по ночам вокруг жилищ.
Всевозможные великаны и водяные у инуитов могут похищать детей, но нигде не говорится, будто они этих детей мучают или убивают. Напротив, Калупалик (это человек-амфибия с большими ногами и страшным капюшоном из тюленьей шкуры) может покормить ребенка в голодную зиму и даже будет выпускать потом этого ребенка на поверхность — поиграть у торосов.
И Калупалик, и Тунитуайеюк, и старуха Амайурйук, и другие жители бескрайнего Крайнего Севера по сути своей близки, как это ни нелепо, к бабайке — ими “пугали” детей: предупреждали об опасностях и поучали, давая алгоритм действия в сложной ситуации. Не бросай жилище в беспорядке — там заведутся Катутаюк. Не уходи охотиться в одиночку — встретишь Махаху.
Кстати, Махаха — это такой синий демон с длинными руками, который может защекотать до смерти. Считается, что замерзшего человека с гримасой на лице, защекотала Махаха. И мне почти жаль, что Симмонс об этом промолчал…
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803606.jpg)
Я уже упоминала выше Нанука (Нанурлука) — хозяина медведей. У него есть и телесное воплощение. Но тут нужно понять разницу: Нанук как дух — это некая высшая сила, которая может либо уберечь от хищника, либо привести его “в гости” в голодную зиму, либо наоборот — наказать нерадивого и неуважительного охотника. Нанук как гигантский белый медведь — это всего лишь гигантский белый медведь, и если найдешь во льду трещину, через которую он дышит, нужно удирать со всех ног или, коли хватит смелости, бить Нанука по носу и глазам.
Нанук упоминается во многих легендах. Чаще всего человек может добиться его дружбы. Одному товарищу пришлось ради этого снять с себя кожу, но зато потом Нанук кормил его рыбой. Еще один плавал с Нануком на льдине, и они стали братьями. Если поискать, можно найти и больше историй, но едва ли в них вы встретите травлю бестолковых и беспомощных белых людей.
Есть, кстати, еще один гигантский медведь. И мало того, что он огромен, так у него еще и десять лап. И имя его — Кукувеак. Живет он преимущественно в Грендандии и может утащить заблудившегося в метель путника в Акилинек (это как Заокраинный Запад — гибрид загробного царства и Изумрудного города).
Еще один хищник, которого хотелось бы упомянуть — это Амарок, гигантский волк-одиночка. Кому-то он помогает с выпасом карибу, пожирая слабых оленей и подгоняя остальных. Может присоединиться к человеку для поисков пищи. А может убить одинокого охотника, вышедшего на промысел ночью. Чем он примечателен? Тем что из всех инуитских монстров Амарок — единственный реально существовавший. В большинстве легенд описание Амарока идентично, что у эскимосов, что у североамериканских индейцев, из чего следует что когда-то кто-то его видел. Волк Ужасный (Canis Dirus) вымер около 16 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи полагают, что инуиты могли видеть если не его самого, то как минимум сохранившиеся в вечной мерзлоте останки.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803614.jpg)
На всех вышеперечисленных хищников Тунбак похож не только внешне, но и характером: нападать на людей он начинает лишь в ответ на агрессию. Инуитов — своих — не трогает. Напрямую никому не помогает, но в племени считается чем-то вроде покровителя.
По сути же своей (тут, думаю, сыграло роль желание Симмонса прописать именно монстра) он является тупилаком — этаким големом шамана.
Вспоминаем сказку, с которой все начиналось. Тупилак — это нечто, слепленное из костей, перьев, шкур, говна и палок. Изначально Тупилак вообще был кожанной сумкой со всякой дрянью, и после ритуального совокупления с этой сумкой можно было отправить ее воевать. Тупилака создавали для убийства врага. Однако если враг обладал большей магической силой, нежели хозяин тупилака, то для хозяина все могло закончиться плачевно.
Где-то считается, что тупилак — это злой и неупокоенный дух, ищущий мести. Постепенно визуализация этого духа обросла кусками мертвой плоти, сшитыми воедино, и в итоге превратилась в этакую куклу из мертвичины, управляемую шаманом.
В девятнадцатом веке при попытке объяснить европейцам, что есть тупилак, кто-то из гренландских эскимосов додумался вырезать фигурку из кости. Фигурки вошли в моду, и сейчас ассоциируются с инуитами в принципе, как наиболее запоминающаяся часть их культурного наследия.
Но возвращаясь к изначальным представлениям о тупилаке, стоит подчеркнуть, что тупилак — это не кукла Вуду, и шаман не управляет големом через фигурку. К тому же, насколько я понимаю, тупилак едва ли обременен интеллектом — откусить ногу, сбросить в прорубь или притащить на палубу человеко-паззл он не способен.
Пожалуй, тут напрашивается вывод. Тунбак собран Симмонсом из огрызков нескольких верований и в принципе неплохо вписывается в инуитскую мифологию. Не будем дальше мусолить эту мысль.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85804468.jpg)
Раз уж речь пошла об инуитах, мне бы хотелось рассказать про Аглуку.
Первая сцена, Росс в инуитской палатке. Глава семейства говорит: “С ними был командир, Аглука”. Росс выкладывает перед ним три фотографии и спрашивает: “Кто из них Аглука?” И при втором просмотре я подумала: как же так? Неужели Росс, неоднократно бывавший в этих местах с Крозье, не знает его прозвища?
Однако если брать свидетельства, записанные Чарльзом Ф. Холлом, то из-за Aglooka (“тот, кто делает длинные шаги”, в переводе с инуктитут) и начинается вся путаница с выжившими, которую я упоминала в прошлый раз.
Один эскимос был на корабле и знает, что командир (Тулуах) умер, люди горевали, а Аглука стал главным. Получается, Аглука — это Крозье.
Другой утверждает, что видел похороны главного, и Аглука повел выживших дальше. Но похороны происходили вдали от судов, значит, это уже Кинг Уильям, и выходит, что хоронили уже Крозье, Фитцджеймса или кто там оказался старшим офицером на тот момент.
Кто-то видел замерзший лагерь белых, и Аглука был там, со странными цепочками то ли на шее, то ли на лице. Инуиты решили, это для часов. Мы знаем, что часы на шее не носятся. Что произошло на самом деле, уже не понять, но сценаристы наляпали пресловутые цепочки пирсингом на лицо лейтенанту Литтлу.
Через третьи руки Холл записал в 1869 году рассказ, будто шестеро выживших провели одну зиму с инуитами, и потом Аглука увел их дальше. При чем Аглука объяснялся жестами и языка не знал — точно не Крозье.
А еще есть история, как Аглука опять же зимовал в племени и охотился так хорошо, что инуиты у него учились. Это история про Джона Рэя, который в 1849 году искал Франклина.
В общем никакой мистики — просто прозвище универсально, инуиты звали Широко-Шагающими всех европейцев.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803605.jpg)
И напоследок еще одна легенда. Мне кажется, она как раз про сериального Туунбака, ради которого и затевался весь рассказ.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803608.jpg)
Давайте начнем со сказки — чтобы сразу, скажем так, погрузиться в атмосферу.
Один старик по имени Никук, который даже перестал уже охотиться на тюленей...
Один старик по имени Никук, который даже перестал уже охотиться на тюленей, однажды совершенно случайно добыл и притащил домой моржа. Средний из нескольких братьев, вместе с которыми он жил, позавидовал ему в этом; он стал каждое утро уходить тайком на противоположный берег острова и создавать там тупилака. Никук заподозрил это, проследил за ним и застал несчастного в тот момент, когда тот позволил чудовищу сосать свое тело и повторял раз за разом: «Ты возьмешь Никука». Но Никук подбежал и схватил его и закричал: «Что ты тут делаешь?» В то же мгновение человек этот упал мертвым. Тем временем братья его тоже добрались до острова и по указаниям Никука отыскали тупилака – тот все еще продолжал сосать мертвеца. Они убили его камнями и утопили в море вместе с создателем. Пять ночей после этого Никук просыпался от булькающего звука, но после ничего больше замечено не было.
Собственно, это все. Конец истории. Чтобы совсем прочувствовать, нужно, наверное, зажмуриться и представить вечную мерзлоту, завывание ветра, треск льда в заливе и скрип снега под снегоступами. Нужно притормозить и примерить к себе тишину, простор и неспешность. Примерить себя — к суровой и неуступчивой природе — и задаться вопросом: а я бы там выжил?
Инуиты — выживали, уже тысячелетие с гаком.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85804469.jpg)
Инуитская мифология в значительной мере отличается от привычных нам легенд. Там нет верховного божества. И, пожалуй, божетсв там нет в принципе. Зато все сущее обладает душой. И с этой точки зрения, человек едва ли отличается от животного или предмета. А еще, с этой точки зрения, вся пища человека состоит из душ.
Существуют определенные ритуалы, позволяющие оправдаться перед убитым животным. Существует концепция, что животное и не убивают вовсе, его приглашают в гости, встречают гарпуном, а потом отпускают (частично) на волю, дабы оно восстановилось в прежнем виде.
Души явлений или классов предметов ближе всего к привычным нам божествам. Но если Зевс или Осирис могут, условно говоря, спуститься к простому смертному, чтобы донести до него некую мораль, то ни Седна (хозяйка морских животных), ни Нанук (хозяин белых медведей) этого не делают. Они просто существуют как бестелесные абстрактные понятия.
В противовес “хорошей” душе — анирниит, есть и “плохая” — туурнгаит. Или “туурнгак”, “тунгак” — в некоторых источниках. Блэнки после разговора с Леди Безмолвной интерпретирует ее “Туунбак”, насколько я понимаю, именно как “Туунгак” — злой дух. Это душа, не привязанная к телу и предмету, она приносит неудачи, и, чтобы от нее избавиться, нужен шаман.
Осязаемых “фантастических тварей” в легендах эскимосов тоже хватает. Большинство из них злы по своей природе, но не враждебны, а скорее индифферентны к людям. Они просто существуют, до тех пор, пока человек не проявит агрессию. И только в этом случае начинают нападать или пакостить понемногу. Прекрасный пример — Тунитуайеюк, это женская голова на ножках, с половыми органами на подбородке и грудями на щеках. Эти штуки живут семьями в брошенных иглу и топочут по ночам вокруг жилищ.
Всевозможные великаны и водяные у инуитов могут похищать детей, но нигде не говорится, будто они этих детей мучают или убивают. Напротив, Калупалик (это человек-амфибия с большими ногами и страшным капюшоном из тюленьей шкуры) может покормить ребенка в голодную зиму и даже будет выпускать потом этого ребенка на поверхность — поиграть у торосов.
И Калупалик, и Тунитуайеюк, и старуха Амайурйук, и другие жители бескрайнего Крайнего Севера по сути своей близки, как это ни нелепо, к бабайке — ими “пугали” детей: предупреждали об опасностях и поучали, давая алгоритм действия в сложной ситуации. Не бросай жилище в беспорядке — там заведутся Катутаюк. Не уходи охотиться в одиночку — встретишь Махаху.
Кстати, Махаха — это такой синий демон с длинными руками, который может защекотать до смерти. Считается, что замерзшего человека с гримасой на лице, защекотала Махаха. И мне почти жаль, что Симмонс об этом промолчал…
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803606.jpg)
Я уже упоминала выше Нанука (Нанурлука) — хозяина медведей. У него есть и телесное воплощение. Но тут нужно понять разницу: Нанук как дух — это некая высшая сила, которая может либо уберечь от хищника, либо привести его “в гости” в голодную зиму, либо наоборот — наказать нерадивого и неуважительного охотника. Нанук как гигантский белый медведь — это всего лишь гигантский белый медведь, и если найдешь во льду трещину, через которую он дышит, нужно удирать со всех ног или, коли хватит смелости, бить Нанука по носу и глазам.
Нанук упоминается во многих легендах. Чаще всего человек может добиться его дружбы. Одному товарищу пришлось ради этого снять с себя кожу, но зато потом Нанук кормил его рыбой. Еще один плавал с Нануком на льдине, и они стали братьями. Если поискать, можно найти и больше историй, но едва ли в них вы встретите травлю бестолковых и беспомощных белых людей.
Есть, кстати, еще один гигантский медведь. И мало того, что он огромен, так у него еще и десять лап. И имя его — Кукувеак. Живет он преимущественно в Грендандии и может утащить заблудившегося в метель путника в Акилинек (это как Заокраинный Запад — гибрид загробного царства и Изумрудного города).
Еще один хищник, которого хотелось бы упомянуть — это Амарок, гигантский волк-одиночка. Кому-то он помогает с выпасом карибу, пожирая слабых оленей и подгоняя остальных. Может присоединиться к человеку для поисков пищи. А может убить одинокого охотника, вышедшего на промысел ночью. Чем он примечателен? Тем что из всех инуитских монстров Амарок — единственный реально существовавший. В большинстве легенд описание Амарока идентично, что у эскимосов, что у североамериканских индейцев, из чего следует что когда-то кто-то его видел. Волк Ужасный (Canis Dirus) вымер около 16 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи полагают, что инуиты могли видеть если не его самого, то как минимум сохранившиеся в вечной мерзлоте останки.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803614.jpg)
На всех вышеперечисленных хищников Тунбак похож не только внешне, но и характером: нападать на людей он начинает лишь в ответ на агрессию. Инуитов — своих — не трогает. Напрямую никому не помогает, но в племени считается чем-то вроде покровителя.
По сути же своей (тут, думаю, сыграло роль желание Симмонса прописать именно монстра) он является тупилаком — этаким големом шамана.
Вспоминаем сказку, с которой все начиналось. Тупилак — это нечто, слепленное из костей, перьев, шкур, говна и палок. Изначально Тупилак вообще был кожанной сумкой со всякой дрянью, и после ритуального совокупления с этой сумкой можно было отправить ее воевать. Тупилака создавали для убийства врага. Однако если враг обладал большей магической силой, нежели хозяин тупилака, то для хозяина все могло закончиться плачевно.
Где-то считается, что тупилак — это злой и неупокоенный дух, ищущий мести. Постепенно визуализация этого духа обросла кусками мертвой плоти, сшитыми воедино, и в итоге превратилась в этакую куклу из мертвичины, управляемую шаманом.
В девятнадцатом веке при попытке объяснить европейцам, что есть тупилак, кто-то из гренландских эскимосов додумался вырезать фигурку из кости. Фигурки вошли в моду, и сейчас ассоциируются с инуитами в принципе, как наиболее запоминающаяся часть их культурного наследия.
Но возвращаясь к изначальным представлениям о тупилаке, стоит подчеркнуть, что тупилак — это не кукла Вуду, и шаман не управляет големом через фигурку. К тому же, насколько я понимаю, тупилак едва ли обременен интеллектом — откусить ногу, сбросить в прорубь или притащить на палубу человеко-паззл он не способен.
Пожалуй, тут напрашивается вывод. Тунбак собран Симмонсом из огрызков нескольких верований и в принципе неплохо вписывается в инуитскую мифологию. Не будем дальше мусолить эту мысль.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85804468.jpg)
Раз уж речь пошла об инуитах, мне бы хотелось рассказать про Аглуку.
Первая сцена, Росс в инуитской палатке. Глава семейства говорит: “С ними был командир, Аглука”. Росс выкладывает перед ним три фотографии и спрашивает: “Кто из них Аглука?” И при втором просмотре я подумала: как же так? Неужели Росс, неоднократно бывавший в этих местах с Крозье, не знает его прозвища?
Однако если брать свидетельства, записанные Чарльзом Ф. Холлом, то из-за Aglooka (“тот, кто делает длинные шаги”, в переводе с инуктитут) и начинается вся путаница с выжившими, которую я упоминала в прошлый раз.
Один эскимос был на корабле и знает, что командир (Тулуах) умер, люди горевали, а Аглука стал главным. Получается, Аглука — это Крозье.
Другой утверждает, что видел похороны главного, и Аглука повел выживших дальше. Но похороны происходили вдали от судов, значит, это уже Кинг Уильям, и выходит, что хоронили уже Крозье, Фитцджеймса или кто там оказался старшим офицером на тот момент.
Кто-то видел замерзший лагерь белых, и Аглука был там, со странными цепочками то ли на шее, то ли на лице. Инуиты решили, это для часов. Мы знаем, что часы на шее не носятся. Что произошло на самом деле, уже не понять, но сценаристы наляпали пресловутые цепочки пирсингом на лицо лейтенанту Литтлу.
Через третьи руки Холл записал в 1869 году рассказ, будто шестеро выживших провели одну зиму с инуитами, и потом Аглука увел их дальше. При чем Аглука объяснялся жестами и языка не знал — точно не Крозье.
А еще есть история, как Аглука опять же зимовал в племени и охотился так хорошо, что инуиты у него учились. Это история про Джона Рэя, который в 1849 году искал Франклина.
В общем никакой мистики — просто прозвище универсально, инуиты звали Широко-Шагающими всех европейцев.
![](http://static.diary.ru/userdir/2/0/9/2/209273/85803605.jpg)
И напоследок еще одна легенда. Мне кажется, она как раз про сериального Туунбака, ради которого и затевался весь рассказ.
Один человек, оплакивавший смерть родича, отправился как-то на поиски способа немного отвлечься. Когда ему сказали, что, по слухам, в заливе Нука (Готхоба) бродит амарок, он не удержался и пустился на поиски зверя. В сопровождении одного из родичей он отправился в глубь страны, отыскал детенышей амарока и сразу же убил всех. Но спутник его при этом страшно перепугался и поспешил спрятаться в пещеру; туда же направился и родич покойного. Из этого убежища родич вскоре увидел, как к логову подбежал старый амарок с целой тушей оленя в зубах. Напрасно поискав своих малышей, он бросился к озеру и, казалось, вытащил оттуда что-то, по форме напоминающее человека. Он обернулся к своему спутнику и увидел, что тот в это же мгновение беспомощно упал на землю. Дело в том, что амарок, от которого ничто не может укрыться, обнаружил его и вынул душу из его тела.
@темы: Мрак и Ужас
Сказка - вообще супер!
Когда я писала "Эшли" и мне прихотелось инуитских сказок, я выбирала оттуда.