Тёмная волшебница
Еще в сентябре, помнится, обещала рассказать про законы монтажа с картинками. В рамках подбивания хвостов к концу года рассказываю. Написать все за один раз у меня не получилось. Очень много материала, очень много хочется сказать и показать. Поэтому буду выкладывать по частям по мере написания.
В первую очередь немножко об источниках, вернее об одном источнике. У меня долгое время хранилось на компе то, что я считала методичкой. Где-то я видела аналогчные статьи. А села сводить мысли воедино, и выяснила, что все эти методички/советы базируются на одном материале. Это статья из журнала Digital Video 1997-ого года, авторства Алексея Соколова.
С ней можно ознакомиться по ссылке. Там множество примеров, и, что важнее - иллюстраций. Все разъяснено, разжевано и понятно.
К чему этот пост? Это краткий конспект с фандомными иллюстрациями. Соколов пишет о съемке, он учит правильно выставлять камеру, свет и мизансцену. Он делает большой акцент на операторскую работу и ее планирование. Для фандомного видео это бесполезно. Мы не можем переснять уже снятое, мы можем его лишь перекомпановать. Так что дальше речь пойдет не о создании, а о подборе кадров на базе имеющегося материала.
Вспомню универ, начну с цитат))
Вообще при сборке клипа есть две противоположные задачи: с одной стороны, хочется незаметных и "гладких" стыков, с другой - нужно расставить акценты. "Гладкий" стык - это когда глаз ни за что не цепляется, когда переход от одной картинки к другой не разрывает сцену и учитывает особенности человеческого восприятия зрительной информации. Чтобы добиться этой самой гладкости, и существуют десять законов монтажа, о которых пойдет речь.
Когда требуется акцент на стыке, законы приходится нарушать, но тут важно понимать, что и с какой целью ты нарушаешь, чтобы не перегнуть палку и не скатиться в мешанину бессвязных кадров.
На этом моменте кому-то, наверное, захочется сказать: "Эй! Это ж клип! Нарезка! Мы не снимаем кино, мы его режем - при чем тут организация действий актеров и единство пространства?!"
Вы не правы. Организация действий и пространства нужна всегда. Иначе просто не получится донести до зрителя сюжет. Вы хотите смонтировать горячий юстовый кэпостарк? Или что-нибудь трагичное по Шерлоку с гибелью обоих героев? Мультифандомный юмор? Вы хотите рассказать историю! Вот что важно и первостепенно. Не хотите истории? Хотите просто бессмысленную нарезочку без пейринга и идеи? Монтируйте. Дальнейшее для вас бесполезно.
В любой истории неизбежно присутствуют простейшие сюжетные ходы: герои встречаются, герои разговаривают, герои занимаются сексом, герои расстаются, герои скучают друг по другу. И каждый их этих ходов - это не один кадр, это последовательность кадров. Последовательность кадров, стыки внутри которой обязаны быть гладкими, потому что в противном случае зритель не воспримет последовательность как последовательность. Т.е. не увидит заложенный виддером сюжетный ход. Т.е. выпадет из истории и не узнает, что же до него пытались донести.
читать дальше
1. Монтаж по крупности
Принято различать 6 основных видов крупности планов:
Правило в общем виде звучит следующим образом: легко и без спотыкания смотрится переход через план, т.е. с №3 на №5, или с №4 на №2. Исключения составляют деталь и дальний план. С детали (№1) лучше переходить на крупный план (№2), а с дальнего (№6) - на общий (№5).
В общем говоря, отличие по крупности должно быть достаточно заметным, чтобы дать зрителю новую информацию, но не слишком резким, чтобы зритель не потерял ориентацию в пространстве.
Поехали по примерам
2. Монтаж по ориентации в пространстве
читать дальше
Правило в общем виде: Съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия. Переход "железной линии" возможен только в том случае, если камера обойдет человека в реальном времени. Иначе зритель будет дезориентирован.
Частный случай этого правила (который как раз пригодится при монтаже любого пейрингового ролика) - это так называемая "восьмерка", в соответствии с которой снимаются все диалоги.

(на схеме отмечена и линия взаимодействия, и допустимые варианты постановки камеры)
Примеры
Продолжение следует...
Надеюсь, продолжение кому-то нужно и вся затея в целом не бесполезна.
В первую очередь немножко об источниках, вернее об одном источнике. У меня долгое время хранилось на компе то, что я считала методичкой. Где-то я видела аналогчные статьи. А села сводить мысли воедино, и выяснила, что все эти методички/советы базируются на одном материале. Это статья из журнала Digital Video 1997-ого года, авторства Алексея Соколова.
С ней можно ознакомиться по ссылке. Там множество примеров, и, что важнее - иллюстраций. Все разъяснено, разжевано и понятно.
К чему этот пост? Это краткий конспект с фандомными иллюстрациями. Соколов пишет о съемке, он учит правильно выставлять камеру, свет и мизансцену. Он делает большой акцент на операторскую работу и ее планирование. Для фандомного видео это бесполезно. Мы не можем переснять уже снятое, мы можем его лишь перекомпановать. Так что дальше речь пойдет не о создании, а о подборе кадров на базе имеющегося материала.
Вспомню универ, начну с цитат))
Монтаж - не свойство кадра, и не свойство кино, а метод осуществления мыслительных операций нашего сознания, который взял на вооружение кинематограф.
Нужно уметь правильно организовать и направить действие актеров в соседних кадрах, тогда в сознании зрителя сложится впечатление единого пространства, а действия героев в этом пространстве будут восприняты как продолжающиеся непрерывно.
Нужно уметь правильно организовать и направить действие актеров в соседних кадрах, тогда в сознании зрителя сложится впечатление единого пространства, а действия героев в этом пространстве будут восприняты как продолжающиеся непрерывно.
Вообще при сборке клипа есть две противоположные задачи: с одной стороны, хочется незаметных и "гладких" стыков, с другой - нужно расставить акценты. "Гладкий" стык - это когда глаз ни за что не цепляется, когда переход от одной картинки к другой не разрывает сцену и учитывает особенности человеческого восприятия зрительной информации. Чтобы добиться этой самой гладкости, и существуют десять законов монтажа, о которых пойдет речь.
Когда требуется акцент на стыке, законы приходится нарушать, но тут важно понимать, что и с какой целью ты нарушаешь, чтобы не перегнуть палку и не скатиться в мешанину бессвязных кадров.
На этом моменте кому-то, наверное, захочется сказать: "Эй! Это ж клип! Нарезка! Мы не снимаем кино, мы его режем - при чем тут организация действий актеров и единство пространства?!"
Вы не правы. Организация действий и пространства нужна всегда. Иначе просто не получится донести до зрителя сюжет. Вы хотите смонтировать горячий юстовый кэпостарк? Или что-нибудь трагичное по Шерлоку с гибелью обоих героев? Мультифандомный юмор? Вы хотите рассказать историю! Вот что важно и первостепенно. Не хотите истории? Хотите просто бессмысленную нарезочку без пейринга и идеи? Монтируйте. Дальнейшее для вас бесполезно.
В любой истории неизбежно присутствуют простейшие сюжетные ходы: герои встречаются, герои разговаривают, герои занимаются сексом, герои расстаются, герои скучают друг по другу. И каждый их этих ходов - это не один кадр, это последовательность кадров. Последовательность кадров, стыки внутри которой обязаны быть гладкими, потому что в противном случае зритель не воспримет последовательность как последовательность. Т.е. не увидит заложенный виддером сюжетный ход. Т.е. выпадет из истории и не узнает, что же до него пытались донести.
читать дальше
1. Монтаж по крупности
Принято различать 6 основных видов крупности планов:
Правило в общем виде звучит следующим образом: легко и без спотыкания смотрится переход через план, т.е. с №3 на №5, или с №4 на №2. Исключения составляют деталь и дальний план. С детали (№1) лучше переходить на крупный план (№2), а с дальнего (№6) - на общий (№5).
В общем говоря, отличие по крупности должно быть достаточно заметным, чтобы дать зрителю новую информацию, но не слишком резким, чтобы зритель не потерял ориентацию в пространстве.
Поехали по примерам
2. Монтаж по ориентации в пространстве
читать дальше
Правило в общем виде: Съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия. Переход "железной линии" возможен только в том случае, если камера обойдет человека в реальном времени. Иначе зритель будет дезориентирован.
Частный случай этого правила (который как раз пригодится при монтаже любого пейрингового ролика) - это так называемая "восьмерка", в соответствии с которой снимаются все диалоги.

(на схеме отмечена и линия взаимодействия, и допустимые варианты постановки камеры)
Примеры
Продолжение следует...
Надеюсь, продолжение кому-то нужно и вся затея в целом не бесполезна.
Спасибо, буду на праздниках пробовать.
я, правда, ничего не монтирую и не планирую, но читать чертовски интересно )))
himeroid, продолжение будет, но не уверена, что успею до праздников, потому что праздники и ребенок с завтрашнего дня на каникулах.
Nightmare___, мне очень приятно, что это читают не только те, кто монтирует.
Gercog, мяу.
правда оно все равно еще не будет смотрибельно, я косячу сильно в базовых вещах