Дело в том, что система в России такова, что бесплатно и законно снимать можно только в лесу или на помойке. И то, кажется, на помойке нельзя...она ж тоже, наверное, кому-то принадлежит... Существует куча законов которые запрещают попадание в кадр товарных знаков, частных владений, личной жизни граждан и т.д. и т.п. Если вникнуть в них, то не так они и страшны в общем-то. Пока не сталкиваешься с их исполнителями. Потому что как только сталкиваешься с исполнителями, которые видят твой штатив, первой реакцией становится алчный блеск в глазах. Потому что, по мнению обывателя, если ты можешь позволить себе камеру на 15 см больше остальных, это значит, что ты в состоянии заплатить им пять-десять-двадцать пять тысяч в час - за аренду съёмочной площадки. Даже если тебе для собственно аренды ничего на этой съёмочной площадке менять не придётся, закрывать территорию не требуется и из "съёмочного процесса" необходимы только двое актёров и оператор (ни осветителей с их аппаратурой, ни звуковиков, ни массовки, ни пиротехники). Двадцать пять тысяч в час - и снимайте себе, пожалуйста. Вы ж коммерческая съёмка - извольте делиться прибылью... Ах, вы некоммерческая?.. А КАК ЭТО?! Подождите! У вас же камера и штатив! Как вы можете быть некоммерческой?! Как можно со штативом снимать для личных нужд?! Нет уж, извольте заплатить, господа, вот тут и прейскурант имеется...
Ну, денег у нас нет. Тем более у нас нет пресловутых двадцати пяти тысяч в час. Вывод? Бороться с системой...
Бороться с системой можно тремя разными способами:
1. Обмануть;
2. Уболтать;
3. Обойти кругом и снять за спиной.
Вот, пожалуй, по пунктам и расскажу...
читать дальше
1. Обмануть
Началось всё со свадьбы Малфоев. Есть несколько сцен в Малфой-мэноре. Где их снимать? Где взять лестницы, люстры, старинную библиотеку и зеркала?.. Ну нет ни у кого таких квартир и дач. Ответ напрашивался достаточно очевидный: в музее. В каком? Да в любом. Хоть в том же Эрмитаже... там лестницы очень даже подходящие... Да и библиотека вполне ничего... Ну, пошли в Эрмтаж: запрет на штативы, запрет на "профессиональную" технику. За костюмированной съёмкой - обращаться в дирекцию. Дирекции нет на месте, на вскидку стоить будет... много. И только одно маленькое "но", которое, как ни парадоксально, есть в любом музее: свадебная съёмка. Приписочка небольшими буковками: "Свадебная съёмка - 200 рублей". И вот тут началось смешное. Потому что снимать-то мы собирались свадьбу... Свадьбу Малфоев... Но свадьбу! Уже было найдено платье для Нарциссы и парадная мантия для Люциуса. Я собирала украшения и подбирала букет, мы спорили о том, не надеть ли вместо мантии сюртук и бабочку... Мы готовились к свадьбе! Той самой, которая стоит 200 рублей. Почти такой, только без регистрации в загсе и толпы гостей))
Легенда была следующей: свадьба костюмированная, есть жених, невеста, фотограф и оператор. А я... как бы подружка невесты, и я помогаю с организацией процесса - шлейф ношу и макияж поправляю.
А почему у жениха костюм такой? Тактично отвожу очередную дотошную тётку в сторону под локоток и шёпотом на ушко сообщаю: "Ну вы понимаете, все пары разные, у этих вот свадьба... костюмированная... А мы просто снимаем им лавстори, по их требованиям... вы же меня понимаете, да?" Поджимаю губы, закатываю глаза, всем своим видом показываю, что к маразмам жениха отношения не имею. Дотошная тётка сочувственно кивает и идёт дальше... а мы имеем ещё 15 минут до следующей дотошной тётки и до очередной толпы школьников.
В общем, это было нервно. Куча претензий из разряда "к экспонатам нельзя приближаться ближе, чем на полметра", колонны трогать не разрешается и т.д. Куча ругани со всеми, куча объяснений и постоянная оглядка на то, чтобы никто не догадался об истинной природе происходящего. Но по итогам систему мы обманули. Чем я неимоверно горжусь.
Да, без штатива снимать было плохо и большую часть кадров оттуда пришлось дополнительно обрабатывать, чтобы убрать тряску, но съёмка прошла, она прошла успешно и она стоила нам 200 рублей, плюс ещё пять входных билетов по 100. Итого 700. Лестницы, люстра, библиотека и Малфои. И в качестве бонуса тот факт, что студия Атанор поимела Государственный Музей Эрмитаж...
2. Уболтать
Мы искали книжный магазин. Более того, английский книжный магазин. Т.е. этакий красивый, антуражный, желательно - обитый деревом, многоуровневый, без пластиковых полок и ярких современных обложек. Знаете такие? Вот и мы не знаем ни одного. Подумали - решили, библиотека тоже подойдёт. Но опять же, где найти старинную библиотеку с деревянными стеллажами и т.д.? В Эрмитаже? Но мы же не свадьба, мы полноценная костюмированная съёмка, с двумя взрослыми, тремя детьми, одной скамеечкой, одной книжкой и двумя человеками массовки. И это всё в мантиях... Нет, выдать этот бедлам за свадьбу не представлялось возможным, поэтому вариант с Эрмитажем отпадал автоматически. Стали искать другие. Вспомнили об Императорской библиотеке Аничкого дворца (да-да, я знаю, глаз не дурак). Решили снимать там. Позвонили - за спрос денег не берут. Хмурый секретарь посоветовал отправить факс с нашим предложением, великодушно проинформировав нас о том, что с частными лицами там не работают. Ну да и ладно... Мы составили факс. Текст приводить не буду, общая суть была такова: "Вы - Дворец Творчества Юных. Мы - юные, и мы занимаемся творчеством. Давайте, вы нам в этом поможете..." Разумеется, бесплатно. Хотя, разумеется, не за просто так. Мы готовы сделать вам презентационный ролик или отснять какое-нибудь ваше мероприятие. Этакий бартер получается. И знаете, что? Мы подождали два дня и уже начали искать новые варианты... а на третий день нам перезвонили: "А почему бы и... ДА". Пришлите, пожалуйста, сценарий и примерную раскадровку сцены (это страховка дирекции от того, что мы снимем в их заведение педофилическое порно на флаге РФ с пропагандой расизма и терроризма).
Над сценарием мы думали долго. Нельзя же просто сообщить, что "Люциус Малфой (в исполнении такого-то, 28 лет) любит Гермиону Грэйнджер (в исполнении такой-то, 8 лет)..." - скажут, "педофилия" и будут правы. Нужно было как-то объяснить... при чём, желательно, без Малфоев и Поттеров. Так вот, если кому-то интересно, как пересказать мою повесть, ни разу не употребив имён главных героев, то я специально залила копию отосланного в Аничков документа с синопсисом и раскадровкой: ifolder.ru/23855380. Для особо внимательных: "Статист2" в списке ролей - это Квентин Дорак. Мы подумали, что Аничкову дворцу лучше не знать того факта, что вместо одной сцены мы снимаем две))
Ну а дальше было проще. Съёмочный план нам утвердили, согласовали место, время, количество человек, договорились о том, какие столы можно двигать, а какие нельзя. Подписали договор на съёмку презентационного ролика их заведения (что наводит меня на мысль о возможности продолжения сотрудничества).
Сцену отсняли безупречно. Да, это было очень сложно, но опыт считаю исключительно позитивным. Работать с людьми там было очень приятно. Всё, о чём договаривались, было выполнено. Отведённых нам двух часов с лихвой хватило на всё.
3. Обойти
Ну это я красивое слово придумала, чтобы обозначить то, что у себя на ЖЖ Женька назвал "Незаконной съёмкой".
Объясню подробнее. Есть Витебский вокзал. Он неимоверно красив. Есть "ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ТЕЛЕ-, ВИДЕО-, КИНО- И ФОТОСЪЕМОК НА ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ОАО "РЖД". Там в пункте три сказано, что "съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров" не требуют ни дополнительного согласования, ни оплаты, ни уведомлений о проведении. В теории это означает, что, если мы никому не мешаем и не зарабатываем денег, можно привести наших Малфоев и Гермиону и отснять их, как нам хочется. На практике при слове штатив тётенька в справочном бюро закатывает глаза и обзывает нас "профессиональными" и "коммерческими" и показывает прейскурант с красивой цифрой 25 000 рублей в час. Ну и плюс ещё 5 000 рублей в час для фотосъёмки. И на колу мочало: "Раз есть штатив - значит профессиональная съёмка, профессиональная - значит, коммерческая. Коммерческая - значит, см. прейскурант". Мы пожали плечами, свернули штатив и ушли.
А потом через неделю пришли, спрятались на дальнюю платформу, поставили меня ближе ко входу, следить, чтобы никто из транспортной милиции (или уже полиции?) туда случайно не забрёл. Развернули наш мега-профессиональный штатив, поставили на него нашу мега-профессиональную камеру и осуществили несанкционированную профессиональную съёмку. Снимали мы чуть больше часа. До этого ещё час сидели, ожидая, пока разойдутся приехавшие из Кишенёва молдаване. Ну, собственно, нас никто не выгнал. И в списке наших заслуг появилась новая глава: "Студия Атанор поимела ОАО "РЖД".
Что получилось, ещё не видела, но, думаю, отсняли больше чем достаточно. Основные нервы - это сидение на шухере и наблюдение за уборщицой, которая к концу часа начала на нас подозрительно коситься. Собственно, мы потому и прекратили - побоялись, что она сообщит охране. Ну и ещё потому, что мы отсняли всё, что хотели... Что тут ещё сказать, не знаю. Вокзал красив, если необходимо, снимать там при относительно повседневных костюмах вполне возможно. Главное заранее ознакомиться с расписанием и запастись терпением.Выводов я делать не буду, некоторое резюме происходящего вывесил у себя Женька:
salim.livejournal.com/127957.html#cutid2.
Я же просто выложу фото:
ЭрмитажЭрмитаж

Аничков дворецАничков дворец

Витебский вокзалВитебский вокзал

Хочется пожелать, что бы получалось обходить или... все сучки и задоринки.
Витебский вокзал действительно потрясающий!
Ну, я, видимо, в универе натренировалась, пока за одним товарищем через замочную скважину шпионила: вовремя принятое успокоительное избавляет от "сосания под ложечкой")))
Он фотограф, вместе с другими фотографами борется против запретов на съемку. Часто бывает, что эти запреты доходят до маразма. Плюс пишет, где можно снимать, по каким законам и что делать, если эти законы нарушают.
Мы в курсе его блога. Кажется, среди распечаток, которые мы на всякий случай носили на вокзал, были какие-то из его писем в прокуратуру. Но у него ругань с чиновниками и охранниками - это хобби. Ему стоимость техники и, что важнее, репортажность съёмки позволяют заниматься тем, чем он занимается. А представьте на его месте постановку с загримированными актёрами. Плюс, как я тут уже писала, наша проблема в том, что нас принимают за профессиональную КОММЕРЧЕСКУЮ съёмку. И по сути мы не можем доказать обратное. Поскольку ни одно учреждение не даёт справок о том, что, вбухав в съёмку кучу личных денег, мы не извлекаем из неё коммерческой выгоды.
Ага, есть такая работа - обработчик видео, когда видео заливают на сток, его сначала прогоняют через негра, который заблюривает все товарные знаки и вывески.